Склады межсезонного хранения

Особенностью системы централизованного теплоснабжения лесозаготовительных предприятий является малая доля расходования производимой тепловой энергии на технологические цели.Для этого строят склады межсезонного хранения. В основной своей части тепловую нагрузку котельных составляет тепло, расходуемое на отопление производственных зданий, жилых и социально-бытовых помещений. В связи с этим тепловая нагрузка на котельные носит явно выраженный сезонный характер. Летом тепловая нагрузка на котельную минимальна по величине, зимой же имеет место явно выраженный максимум потребности в тепле, а следовательно, и в топливе для котельной.

Зимний максимум тепловых нагрузок котельных лесозаготовительных предприятий приходится на самые холодные месяцы года - декабрь и январь. Как правило, древесных отходов в эти месяцы для котельных не хватает. На предприятиях, работающих с технологией, предусматривающей вывозку на нижние склады межсезонного хранения деревьев в холодные зимние месяцы количество лесосечных отходов резко уменьшается. На морозе древесина становится хрупкой и большая часть ветвей и сучьев отделяется от деревьев при ударе их о грунт при валке и остается на лесосеке. Выход лесосечных отходов при вывозке деревьев в эти месяцы не превышает по указанной причине 4% общего объема вывозки.

Производство топливной щепы из низкосортной и дровяной древесины в холодные зимние месяцы затруднено, так как промороженная древесина обладает повышенной прочностью. При измельчении такой древесины повышается расход энергии в расчете на кубометр щепы, снижается производительность труда рабочих, занятых на приготовлении щепы, быстро затупляются и выходят из строя ножи рубительных машин.

В летний период древесных отходов в лесозаготовительных предприятиях обычно образуется больше, чем требуется для обеспечения топливом работы котельной. Это обусловлено тем, что в летние месяцы тепловая нагрузка котельных резко уменьшается, цеха деревообработки, где образуются отходы, имеют более высокую программу производства, а выход лесосечных отходов при вывозке деревьев увеличивается, доходя в отдельных случаях до 14% объема вывозимой древесины.

Во многих предприятиях излишки древесных отходов, образовавшихся в летнее время, вывозятся в отвалы. В отвалах скапливаются постепенно большие объемы мелких древесных отходов. При длительном времени нахождения мелкой древесины в отвалах она под действием гнилостных бактерий и грибков разрушается, выделяя при этом различные токсичные вещества, которые вымываются из отходов поверхностными водами, загрязняя при этом почву, водоемы, ручьи и речки. Ущерб, наносимый при этом природе, трудно оценить. Образование отвалов мелких древесных отходов недопустимо как по экологическим требованиям, так и по соображениям необходимости экономии топливных ресурсов. В отвалах мелких древесных отходов безвозвратно теряется древесная биомасса, которая может быть эффективно использована в энергетических целях и является одним из ценных видов топливных вторичных энергетических ресурсов. На вывозку летом мелких древесных отходов в отвалы предприятия несут дополнительно бесполезные трудовые и денежные затраты. При вывозке в летнее время отходов в отвалы в зимние месяцы приходится измельчать в топливную щепу стволовую древесину, которая может быть использована для производства технологической щепы или для других видов технологической переработки.

Склады межсезонного хранения мелких отходов преследуют, если исходить из вышеизложенного, следующие цели:

  • вовлечь в топливный баланс лесозаготовительных предприятий дополнительные объемы вторичных топливных энергетических ресурсов;
  • обеспечить требования экологии по охране окружающей среды;
  • повысить степень полезного использования заготавливаемой древесины путем замены в зимнее время стволовой древесины, используемой на топливную щепу, древесными отходами на склады межсезонного хранения;
  • ликвидировать бесполезные затраты труда и денежных средств на вывозку мелких древесных отходов в отвалы, а также на производство топливной щепы из стволовой древесины в зимнее время в том же объеме;
  • преодолеть зимний максимум тепловых нагрузок за счет более сухого древесного топлива, поступающего на склады межсезонного хранения.