Котельные на торфе, как правило, размещаются в местностях, находящихся рядом с торфоразработками. Использование местных видов энергоресурсов выгодно и с точки зрения постоянной доступности, и экономии на транспортных расходах. Россия занимает ведущее место по запасам торфа, что делает его перспективным видом топлива для котельных.
Торф как топливо характеризуется большим содержанием углерода, невысокой зольностью, низким содержанием серы и других вредных примесей, что делает его одним из наиболее экологически чистых видов топлива. К недостаткам торфа относится более низкая, чем у угля теплоемкость и высокая влажность (до 65%).
Торф, который сжигают котельные на торфе, может быть трех видов:
Торф подвозится в котельную автотранспортом, оборудованным устройствами для боковой и задней выгрузки. Из приемного устройства торф транспортируют в открытые или закрытые склады. Закрытые склады требуются, если котельные на торфе расположены в районах жилой застройки. Территория склада должна быть покрыта шлаком, не допускается асфальтовое или деревянное покрытие для предотвращения самовозгорания. Торф складируется штабелями. Штабели торфа не должны быть в длину более 125 м, в ширину более 30 м, в высоту более 7 м. Угол откоса штабеля в форме пирамиды не должен превышать 60° для кускового торфа и 40° для фрезерного.
К бункерам котлов топливо доставляется с помощью скребковых, ленточных или шнековых транспортеров. При необходимости до поступления в бункеры торф проходит через щепоуловители и дробилки (размер кусков не должен превышать 50*50*5 мм при подаче автоматическим методом). Далее торф по наклонному транспортеру поступает в бункер-дозатор котла. Бункеры имеют гладкие стенки и угол наклона не менее 65°, способствующий спуску торфа самотеком. Бункер также выполняет функции дозирования для поступления определенного количества торфа на колосниковую решетку котла.
Котельные на торфе способны сжигать топливо высокой влажности (до 55%) без предварительного подсушивания.
Торф сгорает на наклонной колосниковой решетке. После полного сгорания углерода зола через отверстия в колосниковой решетке падает в зольный бункер, откуда удаляется через прочистной люк вручную или транспортером золоудаления в зависимости от степени механизации котельной на торфе. Дымовые газы по трубкам поднимаются в теплообменник и нагревают теплоноситель, который циркулирует внутри и омывает наружные стенки труб.
Снаружи топочный блок офутерован жаростойким кирпичом и обшит металлическими листами. Прослойка воздуха между металлом и кирпичом минимизирует теплопотери, благодаря чему КПД котла повышается до 85%. На входе теплообменника также выполнена обмуровка для защиты от высокотемпературных газов.
Дымовые газы далее для очистки от твердых частиц поступают в циклоны, которыми оборудуются котельные на торфе, а затем в дымовую трубу.
Подвод и отвод теплоносителя осуществляется через входной и выходной коллекторы, на которых установлены датчики температуры. Информация с датчиков поступает в систему автоматики, которая регулирует подачу топлива, поддерживая заданные параметры теплоносителя.