Выпускаемые в настоящее время отечественной промышленностью паровые котлы на древесном топливе, применяемые в лесной промышленности, делятся на вертикально-водотрубные (с развитой экранной поверхностью нагрева) и вертикально-цилиндрические.
Основными особенностями современных котельных агрегатов являются широкая унификация по топливу и конструктивная блочность узлов и элементов, а также плотное экранирование топочной камеры и применение облегченной обмуровки. Унификация по топливу позволяет на заводах котлостроения применять типовую технологию изготовления стандартных основных узлов и деталей, внедрять в производство новое, прогрессивное оборудование, понижать себестоимость котлоагрегата, сокращать затраты труда и т. д. Унификация котельных агрегатов облегчает и упрощает их эксплуатацию, повышает надежность и экономичность работы, а блочная конструкция дает возможность значительно сократить сроки и стоимость монтажа и повысить его качество.
Паровые котлы на древесном топливе этого типа предназначены для выработки насыщенного водяного пара давлением до 0,9 МПа, номинальная паропроизводительность составляет 1 т/ч, влажность насыщенного пара не более 3%. Котлы вертикально-водотрубные, двухбарабанные, газоплотные с естественной циркуляцией. Котлоагрегаты Е-1/9 рассчитаны для работы на каменном угле, мазуте и на природном газе. В зависимости от вида сжигаемого топлива им присвоены индексы Г при работе на газе и М при работе на мазуте. Основное различие их состоит в топочных и горелочных устройствах.
Характерная особенность циркуляционной схемы котла - отсутствие необогреваемых питательных и отводящих труб экранов. Верхние и нижние коллекторы каждого из боковых экранов размещены в одной плоскости, что позволяет сделать трубы боковых экранов прямыми. Для доступа к трубам боковых экранов верхние коллекторы имеют лючки. Доступ внутрь барабанов и к трубам конвективного пучка возможен через люки в торцах барабанов. Все присоединения труб к барабанам и коллекторам выполняются при помощи сварки.
Паровые котлы на древесном топливе типа ДКВр. Основным, наиболее распространенным на предприятиях лесной промышленности типом парового котлоагрегата являются вертикально-водотрубные котлы ДКВр. Они выпускаются Бийским котельным заводом паропроизводительностью 2,5; 4; 6,5; 10 и 20 т/ч. Для отопительных и производственно-отопительных котельных изготовляются котлы на рабочее давление 1,4 МПа для выработки насыщенного пара или, в случае необходимости, с пароперегревателем, обеспечивающим температуру перегрева пара 250° С.
Рис. 30. Паровые котлы на древесном топливе ДКВр-6,5-13 с топкой НПО ЦКТИ системы В. В. Померанцева:
1 - верхний барабан; 2 - обдувочное устройство; 3 - конвективная поверхность нагрева; 4 - нижний барабан; 5 - камера догорания; 6 - сопла подвода вторичного воздуха; 7 - радиационная поверхность нагрева; 8 - топочная камера; 9 - трубная зажимающая решетка; 10 - нижний подвижный пережим; 11 - зольниковый люк; 12 - неподвижный пережим; 13 - предтопок; 14 - окно для подачи мелкого древесного топлива
Рис. 31. Паровые котлы на древесном топливе ДКВр-4-13 с топкой НПО ЦКТИ системы В. В. Померанцева с кирпичной зажимающей решеткой:
а - продольный разрез; б - вид в плане; 1 - верхний барабан; 2 - нижний барабан: 3 - подвод вторичного воздуха; 4 - кирпичная зажимающая решетка; 5 - нижний пережим; 6 - верхний пережим; 7 - предтопок; 8 - окно
Котлоагрегаты ДКВр-2,5 и ДКВр-4 оборудованы топкой В. В. Померанцева одной и той же конструкции и размеров. Однако в отличие от более мощных котлоагрегатов топки этих котлов имеют кирпичную зажимающую решетку. Паровой котел ДКВр-4 с кирпичной зажимающей решеткой показан на рис. 31. Конструкция кирпичной зажимающей решетки 4 ясно видна на рис. 31,6. На этом же рисунке показано окно 8, соединяющее топочную камеру с камерой догорания.
Котлы ДКВр оборудованы стационарным обдувочным устройством, предназначенным для очистки конвективных поверхностей нагрева. Частично при этом осуществляется обдувка поверхности нагрева пароперегревателя. Для обдувки используется перегретый или насыщенный пар давлением 1,4 МПа (см. рис. 30, 2). Котлоагрегаты типа ДКВр, предназначенные для работы на влажном древесном топливе, должны комплектоваться в обязательном порядке воздухоподогревателями, поскольку сжигание такого топлива без подогрева воздуха крайне затруднено. Паровые котлы на древесном топливе используют в качестве питательной воды конденсат с добавлением химически очищенной воды. Коэффициент полезного действия котлоагрегата при номинальной нагрузке составляет не менее 75-80%.
Паровые котлы на древесном топливе типа Е (КЕ). Двухбарабанные стационарные паровые котлы на древесном топливе типа Е (КЕ) паропроизводительностью 2,5; 4; 6,5; 10 и 20 т/ч комплектуются слоевыми топками с пневмомеханическими забрасывателями и решетками обратного хода для сжигания каменных и бурых углей и предназначены для производства пара, используемого на теплоснабжение систем отопления, вентиляции и горячего водоснабжения промышленных предприятий, жилых и общественных зданий, а также для производственного пароснабжения.
Топочные камеры образованы боковыми экранами, фронтовой и задними стенками, выполненными из огнеупорного кирпича. Продольно расположенные барабаны соединены развальцованными в них гнутыми трубами, образующими развитый котельный пучок. Между топкой и котельным пучком расположены камеры догорания. Дымовые газы омывают котельный пучок поперечным потоком, совершая повороты в горизонтальной плоскости. При наличии пароперегревателя часть кипятильных труб не устанавливают. В качестве хвостовых поверхностей нагрева при сжигании каменных углей используются стандартные чугунные экономайзеры, а при сжигании бурых углей и древесных отходов - трубчатые воздухоподогреватели. Котлы КЕ паропроизводительностью до 10 т/ч поставляются одним транспортабельным блоком без обмуровки и обшивки, паропроизводительностью 20 т/ч - тремя транспортабельными блоками.
Рис. 32. Многотопливный котлоагрегат КЕ-6.5-14МТ:
1 - верхний барабан; 2 - топливный рукав; 3 - предтопок; 4 - фронтовая стенка с чугунными накладными колосниками; 5 - верхний ярус колосников; 6 - нижний ярус колосников; 7 - дополнительный подвод вторичного воздуха; 8 - трубная зажимающая решетка: 9 - подвод вторичного воздуха; 10 - амбразура газомазутной горелки; 11 - газомазутная горелка: 12 - нижний барабан; 13 - обдувочное устройство; 14 - конвективная поверхность нагрева
Для сжигания жидкого или газообразного топлива в задней части топочной камеры под нижним барабаном котла устанавливается газомазутная горелка 11 типа ГМГ. Отметка оси нижнего барабана от пола котельной составляет 2965 мм для возможности установки и обслуживания газомазутной горелки.