Общие положения. Технология межсезонного хранения мелких древесных отходов и топливной щепы в кучах на открытом воздухе освоена еще недостаточно. Об этом свидетельствуют сделанные различными исследователями заключения, противоречащие друг другу, и практические рекомендации по межсезонному хранению щепы, взаимоисключающие друг друга.
В зарубежной практике (США, Канада) применяется следующая технология межсезонного хранения мелких древесных отходов: при укладке куч щепы на хранение щепу уплотняют наездом на кучи автосамосвалов, гусеничных тракторов и даже для уплотнения щепы в кучах используют специальные катки. При этом предполагается, что при уплотнении щепы зазоры между ее частицами сужаются, количество кислорода, обуславливающего протекание экзотермических процессов внутри кучи, уменьшается, а его приток в центр кучи также снижается ввиду понижения газопроницаемости хранимого материала.
Совершенно противоположного мнения придерживаются специалисты СевНИИП. Рекомендуется технология межсезонного хранения мелких древесных отходов: укладывать щепу в кучу свободной отсыпкой и вставлять в штабель трубы, чтобы обеспечить вентиляцию внутренних слоев щепы. Закладываемые поперек штабеля сквозные трубы рекомендуется изготовлять треугольного сечения с основанием 80 см и высотой 65 см. Для обеспечения доступа воздуха внутрь штабеля доски располагаются под углом к боковым стенкам треугольника. Трубы закладываются в шахматном порядке через каждые 2,5 м. Эта технология исходит из следующих соображений. При уплотнении щепы происходит увеличение поверхности частиц в единице объема, а следовательно, и улучшение условий жизнедеятельности грибков и микроорганизмов, в результате чего концентрируется выделение тепловой энергии за счёт экзотермических реакций распада древесины, не требующих кислорода. Отсюда следует вывод об опасности уплотнения щепы, необходимости ее свободной отсыпки при формировании куч, желательности вентилирования внутренних слоев куч.
Более чем полувековой производственный опыт зарубежных сгран (США, Канады и др.) по хранению щепы из окоренной стволовой древесины в кучах на открытом воздухе дает основа: ние утверждать, что в этом случае возможность самовозгорания такой щепы, несмотря на наличие умеренного тепловыделения во внутренних слоях куч, маловероятна. Щепа такого качества может безопасно храниться в кучах практически любых размеров как уплотненных, так и при свободной отсыпке щепы при формировании куч.
Самовозгорание куч щепы из стволовой окоренной древесины обусловливается следующими причинами:
Способы складирования топливной щепы в кучи. Складирование топливной щепы из дровяной и другой стволовой древесины допускается путем наезда автосамосвалов на кучу щепы с последуюшим опрокидыванием кузова и разгрузкой щепы. Этот способ Формирования куч для складирования щепы из отходов лесозаготовок не может быть рекомендован, так как в результате образуются местные уплотнения шепы, способствуюшие ее самовозгоранию.
Весьма эффективная технология межсезонного хранения мелких древесных отходов - складирование щепы - применена на Соломбальском целлюлозно-бумажном и деревообрабатывающем комбинате. На этом комбинате освоено применение на операции окучивания щепы шнекороторного снегоочистителя, выпускаемого Северодвинским механическим заводом. Щепу доставляют к месту хранения автосамосвалами и разгружают у основания кучи. После того как накоплено достаточное коли-чество щепы, в работу включается снегоочиститель. Медленно двигаясь вдоль основания кучи, снегоочиститель при помощи двух расположенных впереди шнеков подает щепу в ротор. Ротор, несущий шесть лопаток, выбрасывает щепу через специальный патрубок вверх на высоту 10-12 м. Куча при этом получается ровная по всей длине. Многолетней практикой использования шнекороторной машины для формирования куч на Соломбальском ЦБК доказана высокая надежность и эффективность ее работы. В настоящее время вместо машины Д-470 эксплуатируется более надежная и производительная шнеко-роторная машина Д-902. Дальнобойность выброса щепы этой машиной достигает 30 м, а максимальная высота выброса 20 м. Производительность машины Д-902 около 150 т в час.
После удаления слоя смерзшейся щепы производится отбор из кучи щепы, находящейся в рыхлом состоянии и имеющей пониженную влажность. Отбор щепы из кучи может быть осуществлен посредством различных механизмов. Для этой дели применяются экскаваторы, погрузчики различных типов с ковшом для забора щепы, шнекороторные машины и т. п.
Погрузочная машина типа экскаватора или погрузчика с ковшом устанавливается в непосредственной близости от вскрытой кучи щепы и своим ковшом захватывает щепу и погружают ее на щеповозы, доставляющие топливо на буферный склад котельной. Применение отбора щепы при помощи ковша не является наилучшим, так как в этом случае с топливной щепой могут попасть на буферный склад котельной крупные куски смерзшейся щепы, кусковые отходы древесины, крупные металлические предметы и т. п., что может привести к застреванию топлива в топливных рукавах, течках и топливных шахтах топочных устройств.
При применении шнековых механизмов топливоподачи крупные куски смерзшейся щепы и древесины могут вызвать их поломку. С точки зрения сохранности сложных механизмов топливоподачи и предупреждения застревания топлива в топливном тракте механизмов желательно применять для отбора щепы из кучи на складе межсезонного хранения шнекороторные машины.
Использование для отбора щепы из кучи шнекороторных машин осуществляется следующим образом: шнекороторная машина медленно надвигается на раскрытую кучу щепы и своими шнеками подает щепу в ротор, обеспечивающий ее отбрасывание через специальный патрубок в кузов щеповоза.
Преимуществами отбора щепы при помощи шнекороторной машины являются: